Николай Леонардович Левицкий
Николай Леонардович Левицкий (сценический псевдоним Николай Баянов, родился 7 декабря 1882 г. в г. Кишиневе, Бессарабской губернии Российской империи — румынский и французский оперный (баритональный бас) и эстрадный певец русского происхождения, отец Аллы Баяновой.
Отец Аллы Николаевны был в своё время не менее популярный, а ныне несправедливо забытый оперный и эстрадный артист. Значительная часть его жизни прошла на бессарабской земле либо совсем недалеко от ее границ. Ему рукоплескали и Берлин, и Париж, и Стамбул, и Афины.
В 1909–1912 годах он обучался в Римском музыкальном лицее «Санта Чечилия» у знаменитого Антонио Контоньи ( итал. Antonio Cotogni), одного из крупнейших мастеров бельканто конца XIX - начала XX века (в свое время выступавшего на сцене Итальянской оперы в Петербурге).
Левицкий пел в церковном хоре и участвовал в спектаклях Кишиневской оперы, а затем - Одесской и Киевской, не раз совершал гастроли по российским городам и весям. Пел главные оперные партии (Руслан, Мефистофель, Иван Сусанин). Он-то и преподал дочери первые уроки вокала, с ним же впоследствии она начала выступать в Бухаресте, Париже, на подмостках других европейских столиц.
После стажировки в Риме Н. Л. Левицкий познакомился с Евгенией Скородинской - будущей матерью Аллы Баяновой. Но отец Евгении, статского советника, воспротивился желанию дочери соединить судьбу с артистом. Левицкий решился на отчаянный шаг - ночью, в метель (почти точно так, как в пушкинской повести), тайно увез возлюбленную и обвенчался с нею.
В I мировую войну был боевым офицером, дослужился до ротмистра (равное нынешнему званию майор). Был дважды ранен - и, наряду с заслуженно полученными наградами, приобрел и хромоту. В Лубенском гусарском полку, расквартированном в Кишиневе, Левицкого ценили не только как доблестного офицера, но и как высокоодаренного певца. Тому были вполне объяснимые причины.
К моменту его возвращения с фронта в конце 1918 года, Бессарабия стала частью Румынии, и он, невольный эмигрант, вынужден с женой и маленькой дочерью Аллой переезжать из страны в страну.
Освоив эстрадный жанр, он гастролирует по Европе с балаганом «Летучая мышь», принадлежащем Никите Балиеву. Оставив навсегда оперные подмостки, Николай Леонардович устроился в популярное у эмигрантов из России кабаре «Летучая мышь», к Балиеву, где выступал с душещипательными романсами и веселыми куплетами.
Когда же солисты «Летучей мыши» отправились на длительные гастроли по США, Баянов перешёл в первоклассный парижский ресторан «Казбек», в котором работали Александр Вертинский и Юрий Морфесси.
Именно там, изображая в очередном новом номере слепого кающегося старца Кудеяра, он попросил свою дочь впервые выйти на сцену – в роли мальчика-поводыря. Под звуки салонного оркестра, со слезами на глазах он рассказывал завсегдатаям о прожитой тяжёлой жизни. Потом дуэтом с малышкой, неожиданно для него самого трогательно запевшей «Вечерний звон», исполнил его до конца.
Изрядно чувствительная сцена понравилась всем и стала началом стремительной карьеры Аллы Баяновой. Уже вскоре ее одну приглашают в бар «Шахерезада», куда специально наведывался плененный ею Вертинский, сравнивавший юный талант с жар-птицей.
А с тринадцати лет Алла стала выступать самостоятельно, причем основу ее репертуара составляли русские романсы, нравившиеся и юной певице, и публике.
Своим псевдонимом, ставшим впоследствии фамилией, Алла Николаевна тоже обязана родителям. Когда он отцу и ей понадобился, в семье долго не могли придумать ничего путного, пока мать не предложила отцу - из всех инструментов предпочитавшему баян - использовать в качестве основы псевдонима именно это слово. С тех пор для нас навсегда закрепилось это имя – Алла Баянова.
В 1932 году семья переезжает в Румынию. Продолжал выступать вплоть до 1940 года.
Умер Николай Леонардович Левицкий в 1951 г. в Бухаресте в Румынии.