Антонио Котоньи (Antonio Cotogni) родился в 1831 году в Риме, Италия (Rome, Italy).
Котоньи - один из выдающихся певцов XIX века. Обладал голосом редкого по красоте тембра, большого диапазона. Продолжая традиции итальянской школы Бельканто Котоньи внёс в исполнение баритональных партий черты героики, драматической страстности.
Он учился музыке в разных заведениях, но главным образом, у Акилле Фальди. Первый успех пришелся на Oratory of the Filippini в знаменитой римской церкви Chiesa Nuova.
Профессиональный дебют на сцене был у Котоньи в 1852-м году, тогда ему досталась партия Белькоре в «Любовный напиток» (L'elisir d'amore) Гаэтано Доницетти (Gaetano Donizetti). За этим последовали сцены городов Сполето (Spoleto), Орвьето (Orvieto), Модена (Modena), Турин (Torino), Генуя (Genua), Ницца (Nizza), а к 1860 году Антонио добрался и до легендарного Ла Скала (La Scala) в Милане (Milan).
В течение своей жизни музыканту довелось работать и на сценах Лондона (London) (с 1867), Мадрида (Madrid), Санкт-Петербурга (St Petersburg) (Итал. опера, Мариинский театр, ежегодно, с 1872—94, Москвы ( Moscow), в Париже (Paris) с 1881—89 и множества других мировых оперных столиц. Его баритон, прекрасный, глубокий и необычайно сильный, оказался просто созданным для опер Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi); впрочем, пел он не только Верди - говорили, что Котоньи спел в общей сложности более 120 вокальных партий.
Известен Антонио Котоньи не только своими сценическими успехами - и сегодня его знают как наиболее влиятельного и талантливого оперного педагога, получившего даже негласный титул Патриарх Вокала.
В 1894—98 профессор пения в Петербургской консерватории, с 1899 до конца жизни преподавал в римском Музыкальном лицее академии "Санта-Чечилия".
Он обучал своих учеников всему - от нотного стана до правильного итальянского произношения, он мудро воспитывал, и из его класса один за одним выходили великие оперные исполнители.
Среди учеников Котоньи значились такие звезды оперного небосклона, как Джакомо Лаури-Вольпи (Giacomo Lauri-Volpi), Маттиа Баттистини (Mattia Battistini), Беньямино Джильи (Beniamino Gigli), Бенвенуто Франчи (Benvenuto Franci), Марио Базиола (Mario Basiola) ,Г. Афанасиу, С. Борисоглебский, Е. Долинин, А. Ермаков, К. Кржижановский, А. Кропивницкая, Л. Лавровский-Клюзнер, Дж. Лаури-Вольпи, Н. Л. Левицкий, Е. Петляш, И. С. Петров, Я. М. Решке, Н. Шевелев и многие другие. У него также брал уроки вокала Сергей Дягилев.
Говорили, что Котоньи был удивительно, редкостно добрым человеком, и настолько же добрым педагогом. «Сын мой, стремись! Прошу тебя, надо стремиться!» - такими словами он уговаривал своих учеников. А еще про Антонио говорили, что он, сам того не подозревая, проповедовал «метафизическую» доктрину пения - в основу своего метода Котоньи положил принцип «интенциональности», то есть стремление воплотить в голосе идеальное звучание, мысленную устремленность к тому, чего исполнитель хочет достичь.
Сам Котоньи выступал на сцене довольно долго - многие любители оперы тех лет аплодировали ему стоя в 1902 году, когда он пел в римской академии Accademia di Santa Cecilia дуэтом «Дай руку мне, красотка» из «Дон-Жуана» Моцарта вместе с Аделиной Патти (Adelina Patti). Обоим артистам было тогда под семьдесят. Говорят, его голос «звенел, словно диковинный золотой колокол». А еще говорили, что его голос не поддавался сравнению ни с одним другим - был он уникальным, и именно эта уникальность определила и то, что с возрастом маэстро не утратил своего вокального дара.
Он преподавал до глубокой старости - уже, будучи 80-летним, Котоньи не утратил энтузиазма и был попросту обожаем своими учениками в академии Santa Cecilia.
Антонио Котоньи скончался 15 октября 1918 года в Риме. Однако имя Антонио Котоньи не забыло. Сегодня почти в центре Рима существует и успешно возрождает роль художника в современном обществе Культурная Ассоциация имени АнтониоCotogni (Associazione Culturale Antonio Cotogni). Ассоциация возникла, когда был осознан кризис вокала во всех жанрах музыки.
1-й исполнитель партий:
- Никколо де Лапи ("Никколо де Лапи");
- в Италии — Нелюско ("Африканка", 1865), Родриго ("Дон Карлос", 1867);
- в России — Миллера ("Луиза Миллер", Итальянская опера, Москва, 2 февр. 1874), Юпитера ("Филемон и Бавкида" Ш. Гуно, 19 дек. 1883), Виндекса ("Нерон", Петербург, Итальянская опера, 29 янв. 1884, п/у А. Рубинштейна).
- ·Дон Жуан (одноим. опера В. А. Моцарта),
- ·Вильгельм Телль (одноим. опера Дж. Россини),
- ·Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини),
- ·Дон Карлос ("Эрнани" Дж. Верди),
- ·Ренато ("Бал-маскарад" Дж. Верди),
- ·Барнаба ("Джоконда" А. Понкьелли),
- ·Граф де Невер ("Гугеноты" Дж. Мейербера),
- Эскамилио ("Кармен" Ж. Бизе).
Среди лучших партий:
- ·Дон Жуан (одноим. опера В. А. Моцарта),
- ·Вильгельм Телль (одноим. опера Дж. Россини),
- ·Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини),
- ·Дон Карлос ("Эрнани" Дж. Верди),
- ·Ренато ("Бал-маскарад" Дж. Верди),
- ·Барнаба ("Джоконда" А. Понкьелли),
- ·Граф де Невер ("Гугеноты" Дж. Мейербера),
- Эскамилио ("Кармен" Ж. Бизе).