• Романс сильнее времени
    Романс сильнее времени

    Возраст отступает перед музыкой - романс сильнее времени

  • Круг жизни
    Круг жизни

    Счастлив тот, кто может конец жизни связать с ее началом,

    и этим замкнуть круг жизни

  • Закрытый мир
    Закрытый мир

    Животные - это мой мир, закрытый от всех - любимый.

    Страшную ошибку совершают те, кто  отрекаются от него.

  • Безответственность наказуема
    Безответственность наказуема

    Люди перестали понимать ценность своих слов и обещаний, ''песен'' и речей. Ведь за все, что было сказано, человеку приходиться рано или поздно отвечать. Безответственность наказуема - вот, что следует до конца понять всем нам

  • Когда стареешь
    Когда стареешь

    Когда стареешь, это поначалу страшно и очень противно, но включаешь свою философию, и понимаешь что делать это надо достойно, а когда придет смерть и заберет всю эту гадость - останется душа и то, что в молитвах называется святой дух.

Бельканто

Музыкальная энциклопедия

Итал. bel canto, belcanto, букв. - прекрасное пение - блестящий лёгкий и изящный стиль пения, характерный для итальянского вокального искусства середины 17 - 1-й половины 19 веков. В более широком современном понимании - певучесть вокального исполнения. Бельканто требует от певца совершенной техники владения голосом: безукоризненной кантилены, филировки, виртуозной колоратуры, эмоционально насыщенного красивого певческого тона. Возникновение Бельканто связано с развитием гомофонного стиля вокальной музыки, формированием итальянской оперы (начало 17 в.).

В дальнейшем, сохраняя художественно-эстетичную  основу, итал. Б. эволюционировало, обогащалось новыми художественными приёмами, красками. Ранний, т. н. патетичный, стиль Бельканто (оперы К. Монтеверди, Ф. Кавалли, А. Чести, А. Скарлатти) основан на выразительной кантилене, приподнятом поэтичном тексте, небольших колоратурных украшениях, вводящихся для усиления драматичности эффекта; вокальное исполнение отличалось чувствительностью, патетичностью. Среди выдающихся певцов-мастеров Бельканто 2-й половины 17 века - П. Този, А. Страделла, Ф. А. Пистокки, Б. Ферри и др. (большинство из них было одновременно композиторами и вокальными педагогами).

К концу 17 в. уже в операх Скарлатти арии начинают строиться на широкой кантилене бравурного характера, использовании развёрнутой колоратуры. Так называемый бравурный стиль Бельканто (распространённый в 18 в. и просуществовавший до 1-й четв. 19 в.) - блестящий виртуозный стиль, в котором преобладает колоратура. Искусство пения в этот период было подчинено главным образом задаче выявления высокоразвитых вокально-технических возможностей певца - длительности дыхания, мастерства филировки, умения исполнять труднейшие пассажи, каденции, трели (их насчитывалось 8 видов); певцы соревновались в силе и длительности звука с трубой и др. инструментами оркестра.

В "патетическом стиле" Бельканто певец должен был в арии da capo варьировать 2-ю часть, а количество и искусность исполнения вариаций служили показателем его мастерства; украшения арий полагалось менять при каждом выступлении.

В "бравурном стиле" Бельканто эта черта стала доминирующей. Таким образом, помимо совершенного владения голосом, искусство Бельканто требовало от певца широкого музыкально-артистичного развития, способности варьировать мелодию композитора, импровизировать (так продолжалось до появления опер Дж. Россини, который сам стал сочинять все каденции и колоратуры).

К концу 18 века итальянская опера становится оперой "звёзд", целиком подчиняясь требованиям показа вокальных возможностей певцов.

Выдающимися представителями Бельканто были: певцы-кастраты А. М. Бернакки, Дж. Крешентини, А. Уберти (Порпорино), Каффарелли, Сенезино, Фаринелли, Л. Маркези, Г. Гваданьи, Г. Пакьяротти, Дж. Веллути; певицы - Ф. Бордони, Р. Минготти, К. Габриелли, А. Каталани, Ч. Кольтелини; певцы - Д. Джицци, А. Нодзари, Дж. Давид и др. Требования стиля Б. обусловили определённую систему воспитания певцов.

Как и в 17 веке, композиторы 18 века были одновременно и вокальными педагогами (А. Скарлатти, Л. Винчи, Дж. Перголези, Н. Порпора, Л. Лео и др.). Обучение велось в консерваториях (которые представляли собой учебные заведения и одновременно общежития, где учителя жили вместе с учениками) в течение 6-9 лет, при ежедневных занятиях с утра до позднего вечера. Если у ребёнка был выдающийся голос, то его подвергали кастрации в надежде сохранить после мутации прежние качества голоса; в случае удачи получались певцы с феноменальными голосами и техникой (см. Кастраты-певцы).

Наиболее значительной вокальной школой была Болонская школа Ф. Пистокки (открыта в 1700). Из других школ наиболее известны: Римская, Флорентийская, Венецианская, Миланская и особенно Неаполитанская, в которой работали А. Скарлатти, Н. Порпора, Л. Лео.

Новый период в развитии Бельканто наступает, когда опера вновь обретает утраченную цельность и получает новое развитие благодаря творчеству Дж. Россини, С. Меркаданте, В. Беллини, Г. Доницетти. Хотя вокальные партии в операх по-прежнему перегружены колоратурными украшениями, от певцов уже требуется реалистичная передача чувств живых персонажей; повышение тесситуры партий, большая насыщенность оркестрового сопровождения предъявляют к голосу повышенные динамические требования. Бельканто обогащается палитрой новых тембровых и динамичных красок. Выдающиеся певцы этого времени - Дж. Паста, А. Каталани, сёстры (Джудитта, Джулия) Гризи, Э. Тадолини, Дж. Рубини, Дж. Марио, Л. Лаблаш, Ф. и Д. Ронкони.

Конец эпохи классического Бельканто связан с появлением опер Дж. Верди. Засилье колоратуры, характерное для стиля Бельканто, исчезает. Украшения в вокальных партиях опер Верди остаются только у сопрано, а в последних операх композитора (как позднее и у веристов - см. Веризм) вообще не встречаются. Кантилена, продолжая занимать основное место, развиваясь, сильно драматизируется, обогащается более тонкими психологическими нюансами. Изменяется общая динамическая палитра вокальных партий в сторону повышения звучности; от певца требуется двухоктавный диапазон ровного звучания голоса с сильными верхними нотами. Термин "Бельканто" теряет первоначальный смысл, им начинают обозначать совершенное владение голосовыми средствами и прежде всего кантиленой.

Выдающиеся представители Бельканто этого периода - И. Кольбран, Л. Джиральдони, Б. Маркизио, А. Котоньи, С. Гайярре, В. Морель, А. Патти, Ф. Таманьо, М. Баттистини, позднее Э. Карузо, Л. Бори, А. Бончи, Дж. Мартинелли, Т. Скипа, Б. Джильи, Э. Пинца, Дж. Лаури-Вольпи, Э. Стиньяни, Т. Даль Монте, А. Пертиле. Среди современных мастеров Б. - Дж. Ди Стефано, М. Дель Монако, Р. Тебальди, Д. Семионато, Ф. Барбьери, Э. Бастианини, Д. Гвельфи, П.Сьепи, Н. Росси-Лемени, Р. Скотто, М. Френи, Ф. Коссотто, Г. Туччи, Ф. Корелли, Д. Раймонди, С. Брускантини, П. Капучилли, Т. Гобби.

Стиль Бельканто оказал влияние на большинство европейских национальных вокальных школ, в т.ч. на русскую. Многие представители искусства Бельканто гастролировали и преподавали в России. Русская вокальная школа, развиваясь самобытным путём, минуя период формального увлечения певческим звуком, использовала технические принципы итальянского пения. Оставаясь глубоко национальными художниками, выдающиеся русские артисты Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов и другие владели в совершенстве искусством Бельканто.

Современное итальянское Бельканто продолжает оставаться эталоном классической красоты певческого тона, кантилены и др. видов звуковедения. На нём основано искусство лучших певцов мира (Д. Сезерленд, М. Каллас, Б. Нильсон, Б. Христов, Н. Гяуров и др.).



Литература: Мазурин К., Методология пения, т. 1-2, М., 1902-1903; Багадуров В., Очерки из истории вокальной методологии, вып. I, M., 1929, вып. II-III, M., 1932-1956; Назаренко И., Искусство пения, М., 1968; Лаури-Вольпи Дж., Вокальные параллели, пер. с итал., Л., 1972; Laurens J., Belcanto et йmission italien, P., 1950; Duey Ph. A., Belcanto in its golden age, N. У., 1951; Maragliano Mori R., I maestri dei belcanto, Roma, 1953; Valdornini U., Belcanto, P., 1956; Merlin A., Le belcanto, P., 1961.



Л. Б. Дмитриев.